Творчество и критика. Всегда ли полезна правда.

Posted by in мой опыт, разбираюсь с миром и собой, Рисую

Знаете, раньше мне казалось, что каждый человек стремится к правде и развитию.
И если ему конкретно-доказательно объяснить, где в чем он не прав и как это можно исправить, то он неминуемо согласится и примет твою точку зрения.
А может даже спасибо скажет, что ты слабые стороны для него выявил, и рассказал как над ними поработать.
Но чаще всего, в такой ситуации, люди обижались, замыкались и испытывали негатив.
И я не понимала, почему многие предпочитают радоваться малому, а не пытаются все исправлять и доводить до совершенства.

А сейчас я кое-что осознала.
Женская природа быть мягкой, нежной, гибкой.
Я же вела себя как вполне себе среднестатистический мужик. «Расписывала по понятиям», и ожидала безоговорочного принятия.
И не понимала, за что на меня обижаются. Ведь я объективно права.

И вот сегодня мне очень наглядно объяснили, как все это выглядит на самом деле.
У меня есть одна подружка. Она, как и я, учится рисовать, но уже позиционирует себя как Художника, сделал блог посвященный своим рисункам и ищет заказчиков.
И она попросила меня отправлять ей все, что я рисую. Сама попросила.
Вообще я не люблю показывать свои рисунки, потому что в большинстве случаев они мне не нравятся. Я только учусь, набираюсь опыта, ищу себя, осваиваю материалы, набиваю руку.
И знаю, что стоит очень чутко относится к своему творчеству и вдохновению.

Джулия Кэмерон много пишет о том, как важно правильно выбирать зрителя для своего Творца, особенно на самом начальном этапе. Любая критика, насмешка, высокомерное отношение может напрочь отбить желание творить и «оборвать крылья музе».
Но я всегда считала себя толстокожей, непрошибаемой и способной любую критику трезво принять.
Ага, ха-ха три раза, как говорится )

Моя подруга критиковала мои рисунки. Каждый.
Критиковала с позиции их отношения к классическому академическому рисунку. К которому я совершенно не стремлюсь, пытаясь освоить фэшн-иллюстрацию и набрасывая карикатурных девчушек или портреты в диснеевском стиле.
И что бы я ей не отправляла на все я получала одну реакцию: «иди учись рисовать профессионально, сиди часами за Бамэсом, рисуй скелет, простраивай схемы, равняйся на классиков».
Идя на поводу ее мнения я и сама начинала выискивать в своих рисунках все недостатки, акцентироваться именно на них, и верить, что у меня много «рисовальных проблем».

Я прекрасно понимаю, что так она проявляла заботу, старалась помочь, поднять уровень моего мастерства. И она говорила все это с самыми добрыми и искренними намерениями.
Но она прекрасно знала, как я отношусь к своим рисункам, как трудно мне преодолевать страх начала, боязнь ошибки и перфекционизм.
Чего мне стоило просто взять и снова начать рисовать. И делать это не ради результата, а учиться наслаждаться процессом.
Еще раз подчеркну, что она знала мое отношение к собственному творчеству, и САМА попросила присылать ей мои рисунки.

И вот сегодня я нарисовала картинку, которой оказалась очень довольна. Нарисовала легко, быстро, слета.
Раскрасила промаркерами, которые очень сложны в употреблении, ведь каждый штрих может все бесповоротно испортить.
А попутно я общалась с несколькими подружками, среди которых и была и наша героиня.
Когда рисунок был закончен, то я по привычке щелкнула его на айфон, и отправила ей.
И началось.
Я не просила ни оценки ни советов, а просто выполняла ее же просьбу.
Но выслушала странные претензии к композиции фотографии и выискиванию выгодного для рисунка ракурса.
Сначала я пыталась оправдаться, но меня быстро осекли.
Тогда я в очередной раз попыталась объяснить, что не просила критики, ни на что не претендую, лишь учусь рисовать и выполняю ее просьбу. И в ответ я выслушала критику и обвинения, и в очень не приятной форме.

Разумеется она была абсолютно права.
Рисунок очень сырой, посредственный, пропорции хромают, «правый глаз правильно нарисован, а левый к ушам уехал, и это не стиль»…
Но он меня радовал, дарил положительные эмоции, вдохновлял рисовать еще больше-лучше-интереснее.
А после ее, таких правдивых и заботливых, но все таки осуждений, я тоже начала видеть в нем только самое плохое.

И вот сижу я, еще минуту назад вся такая окрыленная-вдохновленная, и расстраиваюсь до слез, пытаясь понять что произошло.

Мне сказали правду. Факт.
Эта правда призвана сделать меня и качество моих рисунков лучше и перспективнее. Тоже факт.
И сказано это было из самых лучших, дружеских побуждений. Да.

Но крылья моей музы вырваны с мясом.
И вместо радости я испытываю боль. Просто потому, что человек хотел как лучше.

Творчество очень тонкая материя, и творцы ранимы как никто.
Но моя подруга проходила Путь Художника и обо всем прекрасно осведомлена.
Разумеется я сама виновата, что пошла на поводу у просьб, и получая негативную обратную связь продолжала делиться сокровенным.
Но я поняла, осознала и на своей шкуре прочувствовала как не уместна и разрушительна может быть правда, какой бы объективной она не была.

Наши эмоции — это наша батарейка. А от качества и количества энергии напрямую зависит наше счастье.
И важно бережно к этому относиться.

Порой лучше поддержать и подбодрить, или промолчать, чем суровой правдой наставлять на путь истинный.
Особенно, когда тебя об этом не просили.

Пользуясь случаем я хочу попросить прощения у всех, кому я своей правдой делала больно.
Простите меня пожалуйста. Я не со зла :)
Хотела как лучше, честное слово.
Просто я не понимала, насколько это бывает неприятно, несвоевременно а порой и жестоко.

Надеюсь, я усвою этот урок, и сама буду вести себя чутче, деликатней и женственней.
И прежде чем высказывать свое (прошенное или непрошеное, неважно), объективно-правдивое мнение, я подумаю, обогатит оно человека, или раздавит.
Будет оно служить созиданию, или разрушению.
Ведь счастье и радость от жизни намного важнее правильного и неукоснительно следования чьим-то стандартам.

Ну и вот тот самый рисунок, из-за которого все началось.

Версия первая, которую я не задумываясь щелкнула на телефон, за что получила упреки поиска «более выгодного ракурса и света». Хотя по-моему очевидно, что фото сделать «как сижу, как вижу, так и фотографирую» и этот ракурс рисунок только портит.

И версия вторая, когда я поддавшись порицаниям сфотографировала его прямо, что бы показать без искажений.